Сегодня 22.05.2018

Добро пожаловать!
www.dag-style.com - это сайт, где вы можете скачать музыку, найти много интересного на форуме, общаться, читать интересные статьи, и многое другое.. А также вы можете посетить нашу группу :
Разместить рекламу на сайте
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 3
  • 1
  • 2
  • 3
  • »
Дагестанский Форум » Общее » История нашей Родины - Большого Кавказа » Адаты Кавказа как местная форма обычного, традиционного прав
Адаты Кавказа как местная форма обычного, традиционного прав
ELBRU$Дата: Суббота, 21.04.2012, 21:40 | Сообщение # 1
Администратор Форума
Группа: Администраторы
Сообщений: 4513
Награды: 8
Репутация: 1000
Статус: Offline
Адаты. Как уже говорилось, адат — это так называемое обычное право, установленное обычаем, и совокупность традиционных норм северокавказских горцев, передаваемая из поколения в поколение. Адаты — неписаные законы, их исполнение было абсолютно обязательным, а неисполнение сурово наказывалось общественным сельским сходом. По мере исламизации народов Северного Кавказа (с XVI-XVII в.) к адатам стали добавлять нормы мусульманского теологического права — шариата.

Каждый видит каким ты кажешься, мало кто чувствует, каков ты есть.
 
ELBRU$Дата: Суббота, 21.04.2012, 21:40 | Сообщение # 2
Администратор Форума
Группа: Администраторы
Сообщений: 4513
Награды: 8
Репутация: 1000
Статус: Offline
Наиболее яркой нормой обычного права на Северном Кавказе представляется повсеместно распространенная кровная месть. Поводом для кровной мести были убийство, ранение, похищение девушки, захват земли, оскорбление гостя, чести, домашнего очага, почитавшегося у горцев, и т.д.. Будучи обычаем родового строя, кровная месть сохранилась у некоторых народов до сих пор — в частности, у дагестанцев и вайнахов. В Дагестане, по сведениям А.В. Комарова, адаты в конце XIX — начале XX вв. позволяли убить своего кровного врага, нападающего грабителя, пойманного на месте преступления вора, похитителя женщины.

Каждый видит каким ты кажешься, мало кто чувствует, каков ты есть.
 
ELBRU$Дата: Суббота, 21.04.2012, 21:40 | Сообщение # 3
Администратор Форума
Группа: Администраторы
Сообщений: 4513
Награды: 8
Репутация: 1000
Статус: Offline
Кровомщение допускалось между лицами одного сословия, за убийство раба виновный платил только штраф. Право и обязанность преследовать убийцу или примириться с ним, как правило, принадлежали ближайшему родственнику убитого. Примирение могло совершиться не раньше, чем через год после преступления, и вес это время убийца должен был находиться в изгнании и скрываться от мщения. Кровная месть была долгом и делом чести для всех членов рода пострадавшего, бывали случаи, когда она прекращалась — в случае непримирения — лишь после полного уничтожения одного из враждующих родов.

Каждый видит каким ты кажешься, мало кто чувствует, каков ты есть.
 
ELBRU$Дата: Суббота, 21.04.2012, 21:40 | Сообщение # 4
Администратор Форума
Группа: Администраторы
Сообщений: 4513
Награды: 8
Репутация: 1000
Статус: Offline
В дореволюционной литературе приводится парадоксальный пример, когда в соответствии с адатами в одном из дагестанских селений кровомщение между двумя родами — тохумами длилось более 200 лет, а началось оно… в ссоре за курицу. Этнограф — кавказовед Л.И. Лавров опубликовал рассказ чеченского писателя Х.Д. Ошаева о том, как он со своими родственниками прошел через процедуру примирения кровников. Дело происходило при Советской власти, и Чечено-Ингушская республиканская комиссия по примирению кровников предварительно опросила всех Ошаевых. После согласия Ошасвых (мстителей) па определенный день были вызваны все мужчины враждующих фамилий, включая военнослужащих. В присутствии членов комиссии, прокурора республики, почетных стариков селения и тысяч собравшихся зрителей обе враждующие стороны выстроились в шеренги друг против друга. После обращения председательствующего рукопожатиями обменялись сначала старейшие из враждующих фамилий, затем остальные мужчины по старшинству. Если хотя бы один мальчик не подал руку врагам, примирение не могло состояться. Но все обошлось — примирение состоялось, после чего получившие прощение кровники Ошаевых устроили угощение для них и гостей.

Каждый видит каким ты кажешься, мало кто чувствует, каков ты есть.
 
ELBRU$Дата: Суббота, 21.04.2012, 21:40 | Сообщение # 5
Администратор Форума
Группа: Администраторы
Сообщений: 4513
Награды: 8
Репутация: 1000
Статус: Offline
Это не романтическая экзотика. Это нормы выработанного веками саморегулирующего обычного права, основанного на мудрости народа и дающего возможность достойного примирения даже кровных врагов. Вряд ли мы преувеличим, если скажем, что эффективность обычного права горцев была для них несомненно выше современных часто изменяемых государственных законов.

Каждый видит каким ты кажешься, мало кто чувствует, каков ты есть.
 
ELBRU$Дата: Суббота, 21.04.2012, 21:41 | Сообщение # 6
Администратор Форума
Группа: Администраторы
Сообщений: 4513
Награды: 8
Репутация: 1000
Статус: Offline
Путешествовавший по Северному Кавказу в 1781-1783 гг. квартирмейстер на русской службе Штедер писал о кровной мести у осетин: «Кровавая месть и самовольные действия были обязательны среди семей; позор и презрение продолжались до тех пор, пока эта обязанность не была выполнена. Мщение, грабеж и убийство считались добродетелью, вследствие чего погибать считалось славным».

Каждый видит каким ты кажешься, мало кто чувствует, каков ты есть.
 
ELBRU$Дата: Суббота, 21.04.2012, 21:41 | Сообщение # 7
Администратор Форума
Группа: Администраторы
Сообщений: 4513
Награды: 8
Репутация: 1000
Статус: Offline
Обычай кровомщения универсален для обществ, находящихся на стадии родового строя или сохранения его остаточных явлений, о чем писал крупный этнограф-кавказовед М.О. Косвен: «Забота о самосохранении заставляет весь род вставать на защиту, хотя бы
обиженным был лишь один из членов рода. Месть становится долгом, делом чести, священной обязанностью». Существование этого обычая на Кавказе, хотя и в видоизмененных формах, говорит об архаичности и стойкости традиционной общественной жизни у некоторых горских народов Северного Кавказа.


Каждый видит каким ты кажешься, мало кто чувствует, каков ты есть.
 
ELBRU$Дата: Суббота, 21.04.2012, 21:41 | Сообщение # 8
Администратор Форума
Группа: Администраторы
Сообщений: 4513
Награды: 8
Репутация: 1000
Статус: Offline
Сказанное объективно подтверждается у чеченцев наших дней бытованием явления, тем же М.О. Косвеном квалифицированного как «война — грабеж»: погоня за чужим добром, жажда обогащения. Формой ее воплощения является набег на ближних и дальних соседей, для чего из воинственных мужчин создастся дружина во главе с военным вождем (у чеченцев «бячча»). Факты подобных грабительских набегов, особенно на Ставрополье, хорошо известны. По Косвену это явление характерно для строя военной демократии, т.е. для периода постепенного упадка родового строя.

Каждый видит каким ты кажешься, мало кто чувствует, каков ты есть.
 
ELBRU$Дата: Суббота, 21.04.2012, 21:41 | Сообщение # 9
Администратор Форума
Группа: Администраторы
Сообщений: 4513
Награды: 8
Репутация: 1000
Статус: Offline
Ярким материальным выражением некоторых черт родового строя и опасностей, с ним связанных, в том числе кровной мести, могут быть высокие боевые башни в горных ущельях Балкарии, Осетии, Чечено-Ингушетии, Дагестана. Видная издалека башня на скале — характерная черта горного пейзажа, и это было подмечено М.Ю. Лермонтовым:

В глубокой теснине Даръяла,
Где роется Терек во мгле,
Старинная башня стояла,
Чернея на черной скале.


Каждый видит каким ты кажешься, мало кто чувствует, каков ты есть.
 
ELBRU$Дата: Суббота, 21.04.2012, 21:42 | Сообщение # 10
Администратор Форума
Группа: Администраторы
Сообщений: 4513
Награды: 8
Репутация: 1000
Статус: Offline
В случае опасности в башне укрывались, деревянную лестницу с первого этажа поднимали, и башня делалась неприступной. Особенно совершенными формами отличались башни ингушей — высокие, стройные, с пирамидально-ступенчатыми перекрытиями, они украшают горные селения и образуют в них целые ансамбли (например, Таргим, где был и христианский храм). Жили в массивных жилых башнях, тоже своего рода каменных крепостях.

Каждый видит каким ты кажешься, мало кто чувствует, каков ты есть.
 
ELBRU$Дата: Суббота, 21.04.2012, 21:42 | Сообщение # 11
Администратор Форума
Группа: Администраторы
Сообщений: 4513
Награды: 8
Репутация: 1000
Статус: Offline
Встречаются в горах и каменные замки, например, Вовнушки в Ингушетии и Цамад в Осетии, в горных теснинах вырабатывается своя специфическая и рациональная народная архитектура. Следует заметить, что адыги своей каменной архитектуры не выработали, единственным исключением может быть башня XVI-VII вв. Адиюх на берегу р. Б. Зеленчук в Карачаево-Черкесии (хотя черкесское ее происхождение не доказано). Экологические и социальные условия, в которых на предкавказской равнине пребывали черкесы и кабардинцы, были иными.

Каждый видит каким ты кажешься, мало кто чувствует, каков ты есть.
 
ELBRU$Дата: Суббота, 21.04.2012, 21:42 | Сообщение # 12
Администратор Форума
Группа: Администраторы
Сообщений: 4513
Награды: 8
Репутация: 1000
Статус: Offline
Родовая община у дагестанцев и вайнахов

В царский и советский период, а потом и в наше время двух чеченских войн, в российской науке и ведущих СМИ насаждалась идея о дикости и даже первобытности кавказских обычаев, в первую очередь, у дагестанских народов и у вайнахов (чеченцев и ингушей). Основной проблемой кавказской культуры называлась архаичная, отсталая и не способная к модернизации кавказская община, которая до сих пор продолжает оставаться основой горской социальной структуры. Однако близкое изучение этой общины опровергает все измышления дореволюционных, советских и современных кавказофобов.

Дагестанцы, чеченцы и ирокезы

Народы Кавказа в своем общественном развитии прошли те же основные этапы развития, что и многие другие народы мира. Если в далеком прошлом у дагестанских народов и вайнахов господствовала родовая община, то впоследствии основой общественной организации становится семейная община.


Каждый видит каким ты кажешься, мало кто чувствует, каков ты есть.
 
ELBRU$Дата: Суббота, 21.04.2012, 21:43 | Сообщение # 13
Администратор Форума
Группа: Администраторы
Сообщений: 4513
Награды: 8
Репутация: 1000
Статус: Offline
С увеличением количества населения, появлением богатых и сильных фамилий семейная община разлагалась, усиливалось социальное неравенство. Это привело к появлению новой формы общественных отношений – территориальной, или сельской общины.

Эти общины, являющиеся большими родами, фамилиями, исторически лежали в основе дагестанского и вайнахского общества. У каждого из народов эти общины известны как «тухумы» у дагестанцев (от перс. «тухум» - «ядро», «род») и «тейпы» у вайнахов (от араб. «тайфа» - «род», «племя»). Относительно происхождения тухумов и тейпов в научной литературе сформировались разноречивые мнения.


Каждый видит каким ты кажешься, мало кто чувствует, каков ты есть.
 
ELBRU$Дата: Суббота, 21.04.2012, 21:43 | Сообщение # 14
Администратор Форума
Группа: Администраторы
Сообщений: 4513
Награды: 8
Репутация: 1000
Статус: Offline
Одна из наиболее известных в прошлом теорий происхождения тухумов и тейпов заявляла об общинно-родовом строе как о начальной форме общественной организации всего человечества, сохранившейся у горских народов Кавказа. Так Максим Ковалевский, впервые наиболее пристально рассмотревший тухумы и тейпы, исходил из того, что они представляли собой наиболее ранние виды фамильных родов, и для наглядности сопоставлял их с ирокезским родом.

Однако, известный дагестанский ученый Расул Магомедов указал на то, что этот подход является ошибочным. Он писал, что традиции «занижения» уровня общественного развития горцев восходят к дворянско-буржуазной историографии. «В дворянско-буржуазной историографии (…большей частью царские администраторы и высшие офицеры) тезис о «дикости» и «хищничестве» горцев выдвигается основной причиной столкновения с русской армией…».


Каждый видит каким ты кажешься, мало кто чувствует, каков ты есть.
 
ELBRU$Дата: Суббота, 21.04.2012, 21:43 | Сообщение # 15
Администратор Форума
Группа: Администраторы
Сообщений: 4513
Награды: 8
Репутация: 1000
Статус: Offline
Со временем советское кавказоведение доказало, что подобный подход к природе северокавказского рода является крайней архаизацией тухумов и тейпов, и отказалось от взглядов Ковалевского. Как писал чеченский ученый Магомет Мамакаев, северокавказский род «отнюдь не был архаическим родом, каким он был у ирокезов».

Отличие тухумов и тейпов

Сегодня природа дагестанских тухумов и вайнахских тейпов изучена досконально, что позволяет нам просто обобщить общепринятые определения. Большинство исследователей сходится в мысли, что и дагестанский тухум и вайнахский тейп представляли собой большую семью, семейную общину.


Каждый видит каким ты кажешься, мало кто чувствует, каков ты есть.
 
Дагестанский Форум » Общее » История нашей Родины - Большого Кавказа » Адаты Кавказа как местная форма обычного, традиционного прав
  • Страница 1 из 3
  • 1
  • 2
  • 3
  • »
Поиск:


Для добавления необходима авторизация