Сегодня 18.08.2018

Добро пожаловать!
www.dag-style.com - это сайт, где вы можете скачать музыку, найти много интересного на форуме, общаться, читать интересные статьи, и многое другое.. А также вы можете посетить нашу группу :
Разместить рекламу на сайте
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 2
  • 1
  • 2
  • »
Дагестанский Форум » Общее » История нашей Родины - Большого Кавказа » Характеристика некоторых Чеченских тейпов
Характеристика некоторых Чеченских тейпов
ELBRU$Дата: Суббота, 22.12.2012, 22:23 | Сообщение # 1
Администратор Форума
Группа: Администраторы
Сообщений: 4513
Награды: 8
Репутация: 1000
Статус: Offline
Алерой.

Довольно многочисленный тейп, происходящий
из Восточной Чечни, но расселенный по всей стране. К
этому тейпу принадлежит Аслан Алиевич Масхадов. По
преданию имя этого тейпа имелось на легендарном
бронзовом котле, который принесли предки в Нашха.
Вместе с Алерой там были указаны тейпы Беной,
Сонторой, Белгатой, Нихалой, Терлой, Варандой, Пешхой,
Гуной и другие так называемые "чистые" тейпы. По
чеченской легенде представители неисконных, вторичных
по происхождению тейпов расплавили этот котел.


Каждый видит каким ты кажешься, мало кто чувствует, каков ты есть.
 
ELBRU$Дата: Суббота, 22.12.2012, 22:24 | Сообщение # 2
Администратор Форума
Группа: Администраторы
Сообщений: 4513
Награды: 8
Репутация: 1000
Статус: Offline
Белгатой.

Большой и известный в Чечне тейп. Когда-то
был подразделением тейпа Белтой. Легенда о
происхождении Белгатой гласит, что Белгатоевцы почти
вымерли в результате некогда случившейся эпидемии, но
потом снова размножились, о чем свидетельствует
этимология названия ("бел" - умереть, "гатто" -
воскреснуть). Считаются очень энергичными людьми.


Каждый видит каким ты кажешься, мало кто чувствует, каков ты есть.
 
ELBRU$Дата: Суббота, 22.12.2012, 22:25 | Сообщение # 3
Администратор Форума
Группа: Администраторы
Сообщений: 4513
Награды: 8
Репутация: 1000
Статус: Offline
Белтой

Большой и известный тейп. Из него
происходил знаменитый политический деятель Бейбулат
Таймиев, о котором упоминал А.С. Пушкин в описании
своего путешествия в Эрзерум. Сейчас Белтой расселены
повсюду, но исконный их район находится на Востоке
Чечни (Ножайюртовский район).


Каждый видит каким ты кажешься, мало кто чувствует, каков ты есть.
 
ELBRU$Дата: Суббота, 22.12.2012, 22:27 | Сообщение # 4
Администратор Форума
Группа: Администраторы
Сообщений: 4513
Награды: 8
Репутация: 1000
Статус: Offline
Беной.

Один из самых многочисленных чеченских тейпов,
может быть, самый из них крупный. Один из самых
известных чеченских бизнесменов Малик Сайдуллаев, сам
беноевец и много занимающийся делами своего тейпа,
утверждает, что из 1 миллиона чеченцев беноевцы
насчитывают 360 тысяч. Расселены по всей республике.
Беноевцы подразделяются на 9 родов-гаров: Жоби-некъе,
Уонжби-некъе, Асти-некъе, Ати-некъе, Чупал-некъе, Очи-
некъе, Девши-некъе, Эди-некъе и Гурж-махкахой.
Принимали самое активное участие в Кавказской войне
прошлого века. Из их числа происходит национальный
герой Байсангур Беноевский, не покинувший Шамиля до
самого его пленения и не сдавшийся после сдачи Шамиля
царским войскам.
Много беноевцев находится в диаспоре в странах
Передней Азии. Беноевцы - герои многих шуточных
историй, в которых вышучивают неуклюжую фигуру или
деревенскую хитроватость беноевцев. В то же время они
известны своим бесстрашием, верностью данному слову.
По-видимому, беноевцы составили костяк
демократических крестьянских слоев, несколько столетий
назад сбросивших в Чечне свои собственные
аристократические институты и власть кабардинских и
дагестанских правителей. Эти слои породили ту самую
горскую демократию, ставшую социальной основой
этнического менталитета чеченцев.
На примере Беной проиллюстрируем появление в тейпе
иноплеменника. В исконной местности беноевцев на реке
Аксай есть урочище, называющееся Гуржийн мохк
(грузинское место, владение). А. Сулейманов сообщает
следующее предание: "Во времена набега на соседнюю
Грузию беноевская дружина привезла грузинского
мальчика. Подрастая, маленький пленник приобрел
большую известность среди своих сверстников и взрослых
силой, находчивостью, ловкостью, красотой. Он стал
равным членом общества, в жены ему дали красавицу,
выделили землю и помогли построить дом, дали рабочих
волов, корову, коня. В последствии, когда семья грузина
разраслась, выделились отселки, разросся хутор. Тогда
беноевцы назвали это место Гуржийн мохк


Каждый видит каким ты кажешься, мало кто чувствует, каков ты есть.
 
ELBRU$Дата: Суббота, 22.12.2012, 22:28 | Сообщение # 5
Администратор Форума
Группа: Администраторы
Сообщений: 4513
Награды: 8
Репутация: 1000
Статус: Offline
Варандой.

Один из известных горных тейпов. Автор
прошлого века, первый чеченский этнограф Умалат
Лаудаев утверждает, что варандой "пришлого
происхождения". В Чечне мне пришлось слышать
утверждение, что они "русского происхождения". Скорее
всего, это говорит только о принятии ими беглых русских
солдат эпохи Кавказской войны прошлого века. Сам
термин варандой известен в исторических документах I
тысячелетия. Другая подоплека суждения о "русском
происхождении" может быть связана с тем, что
варандоевцы долго не принимали мусульманскую веру и с
целью защиты древних верований уходили в горы. Как бы
то ни было, варандоевцы до сих пор сохранили некоторые
древние обычаи (вроде женского обрезания) и
уникальный чеченский фольклор.


Каждый видит каким ты кажешься, мало кто чувствует, каков ты есть.
 
ELBRU$Дата: Суббота, 22.12.2012, 22:29 | Сообщение # 6
Администратор Форума
Группа: Администраторы
Сообщений: 4513
Награды: 8
Репутация: 1000
Статус: Offline
Гендаргеной.

Тейп, к которому принадлежит Доку
Гапурович Завгаев. Он считается одним из самых
многочисленных тейпов и расселен поэтому по Чечне
довольно широко. Тейп Гендаргеной вышел из
исторического центра Чечни Нохчиймохка (Нохчамахк,
"Страна чеченцев"). Эта "Страна чеченцев",
расположенная в бассейнах рек Аксая, Мичига и на землях
вдоль Терека, всегда была житницей не только Чечни, но
и Дагестана и даже более отдаленных стран.
Экономическая и военная сила обусловила существование
в Нохчиймохке культурно-политического и ритуально-
религиозного доисламского центра Нашха. В этом центре
располагался один из ранних Мехк кхелов ("Совет
страны"). Оттуда, по преданию, вышли все "чистые" тейпы
чеченцев. Среди этих тейпов находится и Гендаргеной.


Каждый видит каким ты кажешься, мало кто чувствует, каков ты есть.
 
ELBRU$Дата: Суббота, 22.12.2012, 22:30 | Сообщение # 7
Администратор Форума
Группа: Администраторы
Сообщений: 4513
Награды: 8
Репутация: 1000
Статус: Offline
Нохчиймохк

собственно совпадает с тем образованием,
которое известно под тюркским именем Ичкерия. Эта
часть Чечни была с трудом занята царскими войсками в
1852г. Только это событие стало в историографии
прошлого века рассматриваться как начало конца
Кавказской войны. Очевидно, принятие правительством
Д.М. Дудаева названия Ичкерия в качестве официального
должно было означать и приобщение к истоку чеченского
этногенеза, и к славной странице сопротивления прошлого
века.


Каждый видит каким ты кажешься, мало кто чувствует, каков ты есть.
 
ELBRU$Дата: Суббота, 22.12.2012, 22:31 | Сообщение # 8
Администратор Форума
Группа: Администраторы
Сообщений: 4513
Награды: 8
Репутация: 1000
Статус: Offline
Гендаргеноевцы в истории Чечни всегда занимали
видное место.

В советские годы из его членов вышло много
руководителей хозяйственного и партийного уровня. В
"мирные" 1991-1994 гг. в Чечне от гендаргеноевцев
можно было услышать жалобы на засилие новых,
дудаевских, кадров в основном "горного" происхождения.
Прошедшие в те годы тейповые собрания некоторыми
лицами из правительства Д.М. Дудаева
интерпретировались как попытка найти опору в массах со
стороны старой советской партноменклатуры.


Каждый видит каким ты кажешься, мало кто чувствует, каков ты есть.
 
ELBRU$Дата: Суббота, 22.12.2012, 22:32 | Сообщение # 9
Администратор Форума
Группа: Администраторы
Сообщений: 4513
Награды: 8
Репутация: 1000
Статус: Offline
Зурзакхой.

Этот тейп считается одним из исконных, ибо в
своем имени он сохранил этноним дзурзуков, который в
средневековье грузины давали предкам чеченцев и
ингушей. По мнению М. Мамакаева, тейп зурзакхой не
входил в тукхумы, занимая самостоятельную позицию,
также как и тейпы Майстой, Пешхой и Садой.


Каждый видит каким ты кажешься, мало кто чувствует, каков ты есть.
 
ELBRU$Дата: Суббота, 22.12.2012, 22:33 | Сообщение # 10
Администратор Форума
Группа: Администраторы
Сообщений: 4513
Награды: 8
Репутация: 1000
Статус: Offline
Зумсой

Горный чеченский тейп, носящий
либо тотемное ("зу" - еж; в чеченской символике он
носитель мудрости), либо профессиональное название
(зум - горная арба). Всегда был одним из политически
активных чеченских тейпов. Зумсоевцы чрезвычайно
сильно пострадали от советской власти.


Каждый видит каким ты кажешься, мало кто чувствует, каков ты есть.
 
ELBRU$Дата: Суббота, 22.12.2012, 22:34 | Сообщение # 11
Администратор Форума
Группа: Администраторы
Сообщений: 4513
Награды: 8
Репутация: 1000
Статус: Offline
Гуной.

Известный чеченский тейп, расселенный на
северо-востоке Чечни. Гуноевцы непосредственно
соседствуют с терскими казаками, с которыми имеют
родственные связи. Считается, что много позже других
чеченских тейпов приняли ислам.

Калхой

(Калой). Горный чеченский тейп, к которому
принадлежит Зелимхан Яндарбиев. Фамилия Калоевых
известна у ингушей, а также у осетин.


Каждый видит каким ты кажешься, мало кто чувствует, каков ты есть.
 
ELBRU$Дата: Суббота, 22.12.2012, 22:36 | Сообщение # 12
Администратор Форума
Группа: Администраторы
Сообщений: 4513
Награды: 8
Репутация: 1000
Статус: Offline
Мулкой.

Небольшой чеченский тейп, расселенный в горах
(Шатоевский район). Известны своим сопротивлением
автократической власти Шамиля.

Нашхой.

Нашхо - местность, считающаяся родиной
"чистых тейпов". Это этногенетический центр
средневековых нохчиматиенов, населявших по данным
армянских исторических источников юго-восток Чечни.
(Армянская география VII по Р.Х. Спб, 1877. С.36). Иногда
все население Нашхо причисляется к одному тейпу.


Каждый видит каким ты кажешься, мало кто чувствует, каков ты есть.
 
ELBRU$Дата: Суббота, 22.12.2012, 22:37 | Сообщение # 13
Администратор Форума
Группа: Администраторы
Сообщений: 4513
Награды: 8
Репутация: 1000
Статус: Offline
Садой.

Считается, что этот тейп выделился из Билтой
(вместе с Белгатой и Устрадой). Все они из Нашхо (тукхум
Нохчимокхой).
Вместе с этим нужно сослаться на мнение Ахмада
Сулейманова, что Садой считался аристократическим
тейпом и из него происходили князья (эли). А.
Сулейманов (устное сообщение), приводя огласовку али,
производил этот термин от древнего кавказского
социально-этнического термина алан. При этом он считал,
что Садой родственен тейпу Орсой, поскольку существует
слитный термин, относящийся к обеим группам: сада-орси.
В Орсах, Орсой этот автор видит потомков греков. Обратим
внимание на то, что Садой не входили не в один из
тукхумов, что, возможно, говорит об их иноплеменном
происхождении. В то же время аристократическая
традиция Садой является престижной: почетно давать имя,
указывающее на этот тейп.
Вспомним Садо Мисирбиева, верного друга молодого Льва
Толстого. Этноним орс - аорс может увести нас в
этногенетические пласты глубокой древности, связанные,
может быть, с племенем роксоланов, возможных предков
русских. Современное название чеченцами русских звучит
орси. Примечательно, что "Хронология истории Чечено-
Ингушетии" А. Айдамирова (С.6) начинается с указания на
I век нашей эры, когда существовал союз гаргареев и
исадаков, состоящих из садов и хамхитов (в тексте книги
явная опечатка - хашкиты. Следует читать хамекиты или
хамхиты.


Каждый видит каким ты кажешься, мало кто чувствует, каков ты есть.
 
ELBRU$Дата: Суббота, 22.12.2012, 22:38 | Сообщение # 14
Администратор Форума
Группа: Администраторы
Сообщений: 4513
Награды: 8
Репутация: 1000
Статус: Offline
Терлой.

Считается, что тейп терлой расселился из горного
башенного комплекса Кирды. Предком считается человек
по имени Терлой. По некоторым данным Терлой был в
ХVI-XVII веках самостоятельным тукхумом. В отличие от
некровного родства всех тейпов Терлой (по мнению М.
Мамакаева) вместе с Чанти были когда-то кровно-род
ственным объединением. Сейчас терлоевцы населяют
территорию по верховьям Аргуна. С тейпом Терлой связан
комплекс преданий об обладании ими особым закрытом
немусульманском знании. Возможно, что Терлой были
кастой жрецов-огнепоклонни ков (Предположение С.А.
Хасиева, высказанное устно).


Каждый видит каким ты кажешься, мало кто чувствует, каков ты есть.
 
ELBRU$Дата: Суббота, 22.12.2012, 22:40 | Сообщение # 15
Администратор Форума
Группа: Администраторы
Сообщений: 4513
Награды: 8
Репутация: 1000
Статус: Offline
Туркхой

(Турки из Гашан-чу). В Веденском районе есть
небольшая группа, относящая себя к "турецкому" тейпу.
Они живут также в Рошни-чу.

Харачой.

Тейп знаменитого Зелимхана Харачоевского. Это
также тейп Руслана Имрановича Хасбулатова. Этот тейп
рано попал на страницы письменных российских
документов. А вот в этнографической реальности наших
дней у населения восточной Чечни осталась память, что
"харачоевцы раньше других стали жениться на русских".
Тесные связи харачоевцев с Россией не помешали их
среде выдвинуть в начале текущего столетия одного из
самых выдающихся борцов с несправедливостями царизма
- абрека Зелимхана Харачоевского.
В Чечне относятся с большим уважением к харачоевскому
тейпу и считают, что его представители наделены особым
умом. Правда, им ставится в упрек, что они громко
разговаривают. Пожалуй, нет ни одного тейпа, о котором
не говорили бы чего-нибудь подобного. Но это уже
область чеченского юмора, ценимого, кстати, когда-то
Шамилем.


Каждый видит каким ты кажешься, мало кто чувствует, каков ты есть.
 
Дагестанский Форум » Общее » История нашей Родины - Большого Кавказа » Характеристика некоторых Чеченских тейпов
  • Страница 1 из 2
  • 1
  • 2
  • »
Поиск:


Для добавления необходима авторизация