Сегодня 19.08.2018

Добро пожаловать!
www.dag-style.com - это сайт, где вы можете скачать музыку, найти много интересного на форуме, общаться, читать интересные статьи, и многое другое.. А также вы можете посетить нашу группу :
Разместить рекламу на сайте
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 2 из 3
  • «
  • 1
  • 2
  • 3
  • »
Дагестанский Форум » Общее » История нашей Родины - Большого Кавказа » История Дагестана
История Дагестана
ELBRU$Дата: Пятница, 14.09.2012, 05:41 | Сообщение # 16
Администратор Форума
Группа: Администраторы
Сообщений: 4513
Награды: 8
Репутация: 1000
Статус: Offline
Дальнейшая история Дагестана, тесно связанная с этапами завоевания региона Российской империей, сравнительно хорошо известна. К этому времени шамхальская государственность постепенно умирает, но не умирает идея единого Дагестана, в годы Великой Кавказской войны XIX-го века на своих знамёнах её подымут три дагестанских имама Гази-Мухаммад, Хамзат и Шамиль. Таким образом, закономерно, что, несмотря на аннексию, оборвавшую самобытный путь социально-политического развития Дагестана, спустя короткий промежуток времени дагестанская государственность, возродилась в форме республики. По мнению сторонников теории Л.Н.Гумилёва связано это с пассионарным толчком конца 18 века в этногенезе народов Восточного Кавказа, который как раз и начал проявляться в войнах и восстаниях XIX-го века, в связи с чем, они прочат Дагестану в ближайшее время явный подъём.

Каждый видит каким ты кажешься, мало кто чувствует, каков ты есть.
 
ELBRU$Дата: Пятница, 14.09.2012, 05:42 | Сообщение # 17
Администратор Форума
Группа: Администраторы
Сообщений: 4513
Награды: 8
Репутация: 1000
Статус: Offline
Первые следы появления человека в Дагестане относятся к концу раннего палеолита (ашельское время) (около 150—80 тыс. лет назад).

В эпоху среднего палеолита (мустье) (80—35 тыс. лет назад) археологические памятники встречаются уже во всех физико-географических зонах. В верхнем палеолите (35—10 тыс. лет назад) в условиях наступления ледников с горных районов человек спускается в Прикаспийскую равнину, о чем свидетельствует находка чаши из окрестностей Гиджуха, изготовленной из головки бедренной кости мамонта. С ашельского времени люди научились пользоваться огнем, практиковали коллективную охоту с помощью загонов. В мустье появляются наконечники для копий


Каждый видит каким ты кажешься, мало кто чувствует, каков ты есть.
 
ELBRU$Дата: Пятница, 14.09.2012, 05:42 | Сообщение # 18
Администратор Форума
Группа: Администраторы
Сообщений: 4513
Награды: 8
Репутация: 1000
Статус: Offline
В эпоху мезолита (10—9 тыс. лет назад) на Кавказе завершилась эпоха ледников, изменились климатические условия, снизился уровень Каспийского моря. Из районов южного Прикаспия в горный Дагестан проникают племена, которые оставили нам Чохское поселение. С ними связаны и наскальные изображения около сел Мекеги и Ругуджа. Важнейшим достижением этого времени было изобретение лука и стрелы. Об идеологических представлениях населения свидетельствуют изображения животных и солярных знаков. Переход к земледелию и скотоводству произошел в неолите (8—7 тысяч лет назад). В это время на Чохском поселении появляется каменное жилище, примыкающее к скальному навесу. Среди важнейших достижений этой эпохи были изобретения керамики, ткачества, новой техники обработки камня (полировка, сверление). В эпоху энеолита (V—IV тысячелетие до н.э.) произошло важнейшее открытие металлов. Эталонным памятником этого времени является Гинчинское поселение с круглоплановыми жилищами. Здесь же было обнаружено два человеческих захоронения

Каждый видит каким ты кажешься, мало кто чувствует, каков ты есть.
 
ELBRU$Дата: Пятница, 14.09.2012, 05:43 | Сообщение # 19
Администратор Форума
Группа: Администраторы
Сообщений: 4513
Награды: 8
Репутация: 1000
Статус: Offline
Возникновение земледелия и скотоводства было важнейшим событием древнего Дагестана. С этого времени он становится центром бурного развития экономики, ускоренного роста населения, интенсивных демографических процессов, связанных с освоением новых территорий. Возникают временные и сезонные поселения. С началом бронзового века (конец IV—II тысячелетие до н.э.) горный Дагестан оказался в сфере великой земледельческой культуры: агрокультурное террасирование горных склонов достигло своих завершенных форм. Восточный Кавказ, включая Дагестан, как одна из провинций "неолитической революции" сделал вклад в мировую селекцию многими сортами мягких и твердых пшениц, почти 50 разновидностями ячменей, эндемичными культурами льна и бобовых, множеством сортов абрикоса, винограда, семечковых и т.д. В позднем бронзовом веке зарождается производство железа. Это привело к революционным изменениям в экономике, культуре и сознании людей, в конечном счете — к формированию сначала "военной демократии", а потом и государственности.
Через Дагестан прокатываются разные волны ираноязычных кочевников (сабатиновских, белозерских, скифских племен), которые растекались в странах Закавказья и Передней Азии.
Период IV в. до н.э. – IV в. н.э. в истории Восточного Кавказа ознаменован образованием и расцветом государства Кавказской Албании. Народы Кавказской Албании приняли участие в войне понтийского царя Митридата IV Евпатора с римлянами. С приходом к власти сасанидских правителей (226 г.) в Иране началась борьба против Рима за влияние на Кавказе. Положение на Кавказе осложнилось Великим переселением народов и вторжением в Прикаспийский Дагестан различных кочевых племен — савиров, авар, барсилов, гуннов и т.д


Каждый видит каким ты кажешься, мало кто чувствует, каков ты есть.
 
ELBRU$Дата: Пятница, 14.09.2012, 05:44 | Сообщение # 20
Администратор Форума
Группа: Администраторы
Сообщений: 4513
Награды: 8
Репутация: 1000
Статус: Offline
Они представляли опасность для стран Закавказья и Передней Азии. Поэтому сасанидские правители (Ездигерд, Кавад, Хосров, Ануширван) в целях своей безопасности возводили укрепления на северных рубежах. Так, возникли Дербентские оборонительные сооружения. Начал функционировать Великий шелковый путь. В V—VI вв. формируются раннефеодальные царства Лакэ, Табасаран, Зерихгеран, Кайтаг, Гумик, Серир, Дербент, Маскут, которые сыграли важную роль в истории народов Кавказа.
В середине VII в. формируется Хазарский каганат — крупное государственное образование юго-восточной Европы, своеобразный конгломерат кочевых и оседлых племен и различных народов. Пределы этой огромной державы охватывали Прикаспийский Дагестан. 40-е годы VII—VIII вв. характеризуются арабо-хазарскими войнами, в которые вовлекались и народы Дагестана. На последнем этапе арабские отряды под руководством военачальников Джарраха, Масламы и Мирвана совершали походы во внутренние районы Дагестана. Эти войны привели к разрушению производительных сил Дагестана, уничтожению сел, упадку сельского хозяйства и ремесел. После арабо-хазарских войн вместе с арабскими завоеваниями началось распространение ислама в Дагестан, которое завершилось в XV в. В IX в. Дагестан освобождается от власти арабского халифата, к 965 г. распался и Хазарский каганат. В середине XI в. в Предкавказье появляются половецкие племена кипчаков, которые сыграли решающую роль в образовании кумыкского народа из населения Прикаспийского Дагестана. Целую эпоху истории Дагестана составило татаро-монгольское нашествие. В 1220-1222 гг. 20-тысячное войско во главе с Джэбэ и Субэдэем, несмотря на упорное сопротивление горцев, из Закавказья через внутренний Дагестан прорвались на Северный Кавказ. Последующие годы отмечены серией походов татаро-монгол на Дагестан уже из районов Северного Кавказа (1227, 1239-1240) и упорной борьбой народов Дагестана против агрессоров


Каждый видит каким ты кажешься, мало кто чувствует, каков ты есть.
 
ELBRU$Дата: Пятница, 14.09.2012, 05:44 | Сообщение # 21
Администратор Форума
Группа: Администраторы
Сообщений: 4513
Награды: 8
Репутация: 1000
Статус: Offline
Татаро-монгольское нашествие затормозило процесс социально-экономического и культурного развития населения, привело к регрессу культуры. В XIV в., создав в Средней Азии обширное государство, Тамерлан стал претендовать на создание "мировой империи", которую не удалось создать Чингисхану. В 1395 г. во главе огромной армии он из Азербайджана через Дербентский проход проник в дагестанские владения. Варварские погромы Тимура принесли неисчислимые бедствия народам Дагестана, но его жестокость не могла поставить свободолюбивых горцев на колени. Их борьба за свободу и независимость является яркой страницей в истории. В начале XVI в. Иран и Османская империя вступили в схватку за обладание Дагестаном. Эта борьба сопровождалась безудержным грабежом местного населения, разрушением производительных сил края, истреблением и угоном населения в неволю. В 1582 г. объединенные силы лакцев, аварцев и даргинцев нанесли турецким янычарам крупное поражение. Затем развернулась продолжительная борьба народов Дагестана за свободу и независимость, венцом которой стала героическая борьба против иранского шаха Надира, совершившего два опустошительных нашествия на Страну гор. Объединенные силы горцев разгромили иранцев сначала около Джаника в 1738 г. и в 1741 г. в самом Дагестане. Все последующие походы и сражения иранских войск (1742 и 1743 гг.) кончались их поражением. Убедившись в бесперспективности войны с горцами, Надир-шах в 1743 г. в спешном порядке вывел свои войска из Дагестана.

Каждый видит каким ты кажешься, мало кто чувствует, каков ты есть.
 
ELBRU$Дата: Пятница, 14.09.2012, 05:45 | Сообщение # 22
Администратор Форума
Группа: Администраторы
Сообщений: 4513
Награды: 8
Репутация: 1000
Статус: Offline
В результате Кавказской войны Дагестан был присоединен к Российской Империи в качестве Дагестанской области и здесь было введено военно-народное управление.
Вместе с тем, присоединение к России означало для Дагестана приобщение к российской цивилизации и через нее выход к европейскому сообществу. В конце XIX— начале XX в. в Дагестане стали формироваться капиталистические предприятия, функционировать железные дороги, порт. Стали развиваться экономика и культура, февральская революция, октябрьский переворот 1917 г. и последовавшая за ним граждан-скал война, обернувшаяся бедствием для народных масс, возымели для Дагестана судьбоносные политические и социальные последствия. 13 ноября 1920 г. на Первом вседагестанском съезде народов Дагестана была провозглашена советская автономия Дагестана, 20 января 1921 г. был объявлен декрет ВЦИК об образовании Дагестанской Автономной Советской Социалистической Республики, а в начале декабря 1921 г. на Первом Вседагестанском учредительном съезде Советов была принята Конституция республики. К 1926 г. было восстановлено народное хозяйство, разрушенное гражданской войной, прорыт канал им. Октябрьской революции (КОР) протяженностью 70 км от Судана до Махачкалы (1923), пущен стекольный завод "Дагогни" (1926), начато строительство Гергебильской ГЭС (1929). Быстрыми темпами осуществлялось дорожное строительство. В 1928-1929 гг. было проведено новое административное деление и создано 28 районов вместо прежних 10 округов. В конце 20 — начале 30-х годов начата массовая коллективизация. В 1937 г. на основании Конституции СССР была принята новая Конституция Дагестана. Вместе с тем на политической, экономической и духовной жизни республики пагубно сказались репрессии 30-х годов, порожденные тоталитарной системой партийно-государственного управления. Отечественная война 1941—1945 гг. стала величайшей трагедией для всей страны. Не было в Дагестане семьи, не потерявшей своих близких. Война тяжело отразилась на экономике республики. Однако народы Дагестана вместе со всеми народами СССР одержали победу над фашизмом, 52 дагестанца стали Героями Советского Союза. В результате послевоенного строительства к 1950 г. раны войны были залечены, народное хозяйство страны восстановлено, материальное состояние народа улучшилось.


Каждый видит каким ты кажешься, мало кто чувствует, каков ты есть.
 
ELBRU$Дата: Пятница, 14.09.2012, 05:45 | Сообщение # 23
Администратор Форума
Группа: Администраторы
Сообщений: 4513
Награды: 8
Репутация: 1000
Статус: Offline
Книга путешествий

Весной 1666 года, знаменитый турецкий путешественник Эвлия Челеби сопровождал опального крымского хана, попавшего в немилость османскому халифу, в его поездке по Дагестану, сохранив в своих десятитомных путевых записках уникальные сведения о Стране гор. Этот один том его работы связанный с обстоятельствами пребывания исследователя в Дагестане не известен широкой общественности и лишь употребляется в источниках научной периодики. Поэтому мы решили представить вам, уважаемый посетитель, отрывки из него, чтоб вы имели представление об уровне социально-политической жизни Дагестана почти 350 лет назад. Стиль и исламская терминология сохраняется как в переводе-оригинале


Каждый видит каким ты кажешься, мало кто чувствует, каков ты есть.
 
ELBRU$Дата: Пятница, 14.09.2012, 05:46 | Сообщение # 24
Администратор Форума
Группа: Администраторы
Сообщений: 4513
Награды: 8
Репутация: 1000
Статус: Offline
О землях в пределах владений Дагестанского султана.

Это обширная и древняя страна. Здесь находится Терская крепость московитов... Но ни в нее, ни даже близко к ней мы не пошли. Ибо, с тех пор как Мухаммед-Гирей-хан разбил лагерь московского короля и пленил везира Шеремета (боярина в.б.Шереметева), Москва и крымский хан стали заклятыми врагами. И теперь, когда при наших воинах было свыше трехсот пленных московитов, мы прошли мимо на расстоянии шести часов езды от неё. В начале месяца зулькаада 1076 (5 мая 1666) года вступил я в границы исламского Дагестанского падишахства... Слава Аллаху, мы вступили прямо в исламский край. Навстречу нам вышло десять тысяч вооруженных правоверных из числа дагестанских мусульманских воинов... (с.782) О крепостях и городах, через которые мы проезжали, на востоке и западе, Дагестанской земли. Начнем с того, что в этой стране населённые пункты не называют «кабак», как в Черкесии, а называют их «кенд», и «шехер» (город) и «кала» (крепость). Этот край такой спокойный и безопасный, что и [замужняя] женщина, и юная возлюбленная, и солнцеликий мальчик — со всеми драгоценностями [может] идти, из города в деревню, или из деревни в город через горы и долины в [полном] одиночестве. И никогда никто не осмеливается подойти к замужней женщине, поднять голову и посмотреть, ей в лицо. Все население страны мусульманское и исповедует веру Аллаха, и все они шафииты. Они никогда не едят запретной по шариату пищи и не надевают запретной по шариату шелковой одежды. За семь часов пути на восток мы миновали в этом краю несколько... благоустроенных поселений... И в этом месте для встречи от его светлости шамхал-шаха прибыли десять тысяч отборных воинов, и они составили великолепный полк... (с.783) Здесь Эвлия Челеби прерывает последовательность рассказа о своём путешествии и даёт общие сведения о Дагестане и столичном городе Тарки.


Каждый видит каким ты кажешься, мало кто чувствует, каков ты есть.
 
ELBRU$Дата: Пятница, 14.09.2012, 05:46 | Сообщение # 25
Администратор Форума
Группа: Администраторы
Сообщений: 4513
Награды: 8
Репутация: 1000
Статус: Offline
В похвалу великого города Тарки (Ныне часть Махачкалы).

Отметим прежде всего, что место, занятое этим городом, представляет собой обширное, обильное водой пространство земли на широкой, покрытой купами деревьев равнине вблизи Каспийского моря, подобное земному раю... в нем имеются приличествующие этому городу благоустроенные и красивые постройки из камня и с изгородями, числом семь тысяч... Однако дворец шамхал-шаха не похож на дворцы прочих падишахов, ибо в нем отсутствуют роскошь и чрезмерное великолепие. Дело в том, что дагестанские мусульманские богословы не дозволяют своим властителям предаваться роскоши, считая, что такое тщеславие пагубно. В то же время они осуществляют правосудие и стараются воспитывать их хорошими воинами, которые заботятся о подданных, и наставляют их бороться с врагами. Потому что в этой стране закон, а этот закон — начертание Аллаха, находится в руках мусульманских богословов. [Так что] даже шейхульисламы садятся выше падишаха. кадиаскер (верховный судья) садится ниже шамхал-шаха. Представители знати садятся напротив шамхал-шаха. А везир его Таги-хан прислуживает ему стоя. При том везире имеется три тысячи воинов. А такого нет и в помине, чтобы муфтии, накыбы и кадии получали за свою службу плату, как в Османской державе, триста или полтораста акче (серебряная монета). Каждый, кто знает шариат и является начитанным улемом, может стать муфтием или кадиаскером. А без этого там не дают постов разным высокородным дуракам


Каждый видит каким ты кажешься, мало кто чувствует, каков ты есть.
 
ELBRU$Дата: Пятница, 14.09.2012, 05:47 | Сообщение # 26
Администратор Форума
Группа: Администраторы
Сообщений: 4513
Награды: 8
Репутация: 1000
Статус: Offline
И в этой стране нет тимаров и зеаметов (ленное пожалование) (с. 784). Только военные племена сеют и снимают урожай, однако ашар (ушр — «десятина» основной подоходный налог с мусульманского населения) падишаху они не платят, а положенный по шариату ашар засчитывается им как жалованье [за службу]. Во время войны они выступают в назначенные места сражений на лошадях под началом везира, беев или самого шамхал-шаха. Всего воинов [в Дагестане] 87 тысяч. Ныне все справные хозяева полностью вооружены по татарскому образцу. Тяжелых обозов у них нет, зато у них много легковооруженных воинов.

Дагестанский край представляет собой область, в которой имеется семь ханств и сорок семь округов, управляемых кадиями. И в этом краю имеется сорок один благоустроенный город. Всего там имеется 56 крепостей. Половина гарнизона такой крепости ходит на войну... В настоящее время они находятся в состоянии войны с кызылбашами («красноголовые» — с 16 века, так называли шиитские тюркские племена, составлявшие армию иранских шахов. З.Г.). Дело в том, что они никогда не любили персов..


Каждый видит каким ты кажешься, мало кто чувствует, каков ты есть.
 
ELBRU$Дата: Пятница, 14.09.2012, 05:47 | Сообщение # 27
Администратор Форума
Группа: Администраторы
Сообщений: 4513
Награды: 8
Репутация: 1000
Статус: Offline
Все они фанатичные последователи шафиитского толка. Они не обмениваются приветствиями с человеком, бреющим бороду, тем более не садятся с ним за стол. «Если ты суннитского толка, — заявляют они, — то ты не позволишь выщипать себе бороду». Про такого говорят, что у него только и есть что петушиный хохол на голове, и не допускают его к себе, [поскольку он] без бороды.

Земли этой страны — это покрытые лесами, совершенно неприступные отвесные горы, в которых водятся барсы, тигры, шакалы. И потому бессмысленно тягаться и выйти победителем в борьбе с дагестанским шахом. Хотя этот край и не представляет собой такой большой страны, как Румелия и Анатолия, и он невелик, но все же это цветущий, благоустроенный край. Дагестанский край со всех сторон окружен [владениями] правителей... и они днем и ночью воюют с владельцами каждого соседнего края, и они храбрые молодцы, дающие отпор всем врагам... (с. 785)

В пяти днях пути от города Тарки находится крепость Демир-капу (Дербент), причем в этом месте граничат владения персидского падишаха и дагестанского падишаха


Каждый видит каким ты кажешься, мало кто чувствует, каков ты есть.
 
ELBRU$Дата: Пятница, 14.09.2012, 05:47 | Сообщение # 28
Администратор Форума
Группа: Администраторы
Сообщений: 4513
Награды: 8
Репутация: 1000
Статус: Offline
Собственно Дагестанская страна.

...Правители упомянутой страны, состоящей из семи ханств, все прибыли в Тарки, целовали почтенную руку нашего законного хана и удостаивались почетной беседы... И, прежде всего, его (шамхал-шаха) везир Таги-хан, знающий наизусть Коран, он стар и благочестив, ... еще множество беев. Им принадлежит власть. Ни один приём не обходится без появления шамхал-султана. Они называют это, появлением на ханском собрании. В нем представлены все ханы — правители страны. А потому оно объявляет о [создании] любых благотворительных учреждений для бедных... [город Тарки] является местом престола шахиншаха Дагестана и потому он служит пристанищем и прибежищем для правоверных... (с. 788)

Женщина не может в этом краю выйти за ворота в одиночку. Обычно пять-десять мужчин сопровождают женщину до дома и там ее охраняют. Одни же они по домам [друг к другу] не ходят...


Каждый видит каким ты кажешься, мало кто чувствует, каков ты есть.
 
ELBRU$Дата: Пятница, 14.09.2012, 05:48 | Сообщение # 29
Администратор Форума
Группа: Администраторы
Сообщений: 4513
Награды: 8
Репутация: 1000
Статус: Offline
Юношу, позволившего дотронуться до его бороды бритвой, и брадобрея убивают в назидание другим. ...В каждом городе раз в неделю на площади (с. 789) устраивается громадный торг: каждый выносит на площадь свои товары и, словно щедрый хозяин, ведет куплю и продажу. И на любой торговой площади, как только начинают читать азан, все на торгу покидают свои товары в том виде, как есть, и толпами направляются в соборную мечеть совершать предписанную молитву. В этом городе совершенно нет угнетения, ни клеветы, ни лжи, ни свидетельства из-под неволи. Беи и кадии здесь не берут взяток...

Все они мусульмане-единобожцы, исповедующие учение своих духовных наставников. Еще в 119 (737) году хиджры Пророка (с.а.в.), когда Хишам сын Абд ал-Мелика из рода Омейядов нанес в Иране поражение [хазарскому] хакан-шаху, все они — князья Дагестана, кайтаки, кумыки и табасараны — имели честь приобщиться к исламу и с того времени являются правоверными...


Каждый видит каким ты кажешься, мало кто чувствует, каков ты есть.
 
ELBRU$Дата: Пятница, 14.09.2012, 05:48 | Сообщение # 30
Администратор Форума
Группа: Администраторы
Сообщений: 4513
Награды: 8
Репутация: 1000
Статус: Offline
Эвлия Челеби вновь возвращается к последовательному изложению своего путешествия по Дагестану. Стоянка на берегу реки Акташ. Эту реку называют Акташ потому, что она — прозрачная и течет в белокаменном русле (с. 790). Эта река также начинается в горах того края и впадает в Каспийское море. Мы с нашими лошадями легко переправились через эту реку. А на противоположном берегу войско, которое вместе со своим атбаши (начальник иррегулярной конницы) вышло для встречи обоих падишахов (то есть крымского хана и дагестанского шамхала), и толпа вместе со знатными лицами общины была столь огромна, что и описать невозможно. Похоже, было на то, что наибольшим желанием падишаха Дагестана было показать свое войско нашему хану. А он и на самом деле имел в своем распоряжении воинов отборных, преданных, в латах или в кольчугах, и все это были всадники на чистокровных арабских конях.

Все собравшиеся жители города Эндери, сыны Адамовы, старые и малые, знатные и простолюдины — рядами стояли по правую и левую стороны шахской дороги. И тогда согласно заведенному распорядку на площадь, через которую вступают в город Эндери, с противоположной ее стороны, навстречу обоим падишахам и огромному войску вышел хан города Эндери — улу-бей-хан. А [в войске] том были: двадцать тысяч пеших стрелков из ружей, в латах, кольчугах и шлемах, в стальных шишаках, защищающих голову, закованные в броню..., несколько тысяч пеших лучников; всадники, обвешанные разнообразным оружием, на конях чистокровных пород; несколько тысяч обрядившихся воинами [людей] на быстрых конях пегой масти


Каждый видит каким ты кажешься, мало кто чувствует, каков ты есть.
 
Дагестанский Форум » Общее » История нашей Родины - Большого Кавказа » История Дагестана
  • Страница 2 из 3
  • «
  • 1
  • 2
  • 3
  • »
Поиск:


Для добавления необходима авторизация