Сегодня 17.07.2018

Добро пожаловать!
www.dag-style.com - это сайт, где вы можете скачать музыку, найти много интересного на форуме, общаться, читать интересные статьи, и многое другое.. А также вы можете посетить нашу группу :
Разместить рекламу на сайте
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 2 из 2
  • «
  • 1
  • 2
Дагестанский Форум » Общее » Библиотека » Ахты-наме (Дагестанские исторические сочинения)
Ахты-наме
ELBRU$Дата: Четверг, 03.05.2012, 02:46 | Сообщение # 16
Администратор Форума
Группа: Администраторы
Сообщений: 4513
Награды: 8
Репутация: 1000
Статус: Offline
Они тайно послали человека, чтобы пригласить визира Самсама — эмира Каги, что из жителей Шама. Они посовещались [с ним] и заключили договор. Эмир Каги известил [об этом] своих приверженцев (табаа) в городе. В ночь на пятницу Дарвишайи подступил с шеститысячным войском к воротам, а подданные эмира Каги ввели их в город. Эмир Каги пошел вместе с десятью воинами и убил Самсама. [Затем] Дарвишайи прибыл в диван-ханэ, принуждая население принять ислам. Принявшие ислам сохранили свою собственность. Тех же, кто не подчинился, он казнил, а их имущество и их семьи были захвачены в качестве добычи. Город же был назван Эмир Каги, а со временем он стал называться Микраг.

Каждый видит каким ты кажешься, мало кто чувствует, каков ты есть.
 
ELBRU$Дата: Четверг, 03.05.2012, 02:46 | Сообщение # 17
Администратор Форума
Группа: Администраторы
Сообщений: 4513
Награды: 8
Репутация: 1000
Статус: Offline
В то время Дарвишайи, эмир Каги и Шах Албурзи отправились в Дербенд к Абу Муслиму, который приветливо их принял. Селение Шахбани он назвал Ухти, то есть Сестринское. От частого употребления [это название] превратилось в Ахти (20).

Со слов жителей, южная стена ахтинской мечети — это остаток той [мечети], которую построил Абу Муслим (21).

Тем временем пятеро из подданных (мутаалликан) Самсама напали на отселок Шаха Албурзи, убили его сына и пленили двух дочерей вместе с их имуществом. Однако его жена и другой сын спаслись бегством. Затем Шах Албурзи, переселив из города Мир Каги(По списку «ба» — Микраг, по списку «каф» — Эмир Каги) тридцать дворов (ханевар), построил отселок Курайш, который от частого употребления [названия] стали называть Куруш (22).


Каждый видит каким ты кажешься, мало кто чувствует, каков ты есть.
 
ELBRU$Дата: Четверг, 03.05.2012, 02:46 | Сообщение # 18
Администратор Форума
Группа: Администраторы
Сообщений: 4513
Награды: 8
Репутация: 1000
Статус: Offline
Список Б (список А. Ф. Десимона)

(Текст дается без изменений.)

Из древней рукописи, полученной от ахтынского жителя, старика Абдула-Эфенди («Рукопись эта снята одним ученым магометанином, Рафи ширванским, в 712 году эгиры (в 1296 году по Р. Х.) с ветхой тетради, писанной еще в 318 году эгиры (в 902 г. по Р. Х.» (примеч. А. Ф. Десимона). Годы нашего летосчисления указаны неточно, должно быть соответственно 1312–13 г. и 930 г.), видно, что Нуширван в бытность еще царевичем проживал в Дербенте (23) и, услышав много хорошего о минеральных водах, близ Ахты находящихся, отправил [71] упомянутого родственника своего Шах Баны (24) с несколькими нукерами (прислужниками) отыскать воды и испытать их. Получив же от Шах Баны одобрительные сведения об открытых им водах, отправил туда 60 семейств из персов и 300 человек воинов, которые близ самых вод основали деревню и устроили бани (25), наложив на пользующихся оными подать, с тем чтобы весь доход поступал в казну Нуширвана. Когда же последний сделался шахом, то почетные жители нынешнего селения Ахты прибегали к правителю своему Шах Баны с просьбою о сложении с бань подати, говоря, что, вероятно, Нуширван, если он только правосуден, не откажет им в исполнении их просьбы, в особенности когда узнает о скудости земли их. И действительно, Нуширван, по представительству брата своего Шах Баны, избавил их от подати и заслужил от потомства название царя справедливого. По смерти Шах Баны владение селением Ахты поручено было его сыну Шах Сану, который управлял им 12 лет.


Каждый видит каким ты кажешься, мало кто чувствует, каков ты есть.
 
ELBRU$Дата: Четверг, 03.05.2012, 02:46 | Сообщение # 19
Администратор Форума
Группа: Администраторы
Сообщений: 4513
Награды: 8
Репутация: 1000
Статус: Offline
Вскоре после этого каган, царь казарский, завоевал Дербент и часть вольных обществ. В городе Микраге (ныне деревня), находящемся на правом берегу Самура, он оставил наместником одного из своих соплеменников по имени Самсам, назначив к нему в помощники Эмир-Кяга, который был родом из Дамаска; на левом берегу Самура против города Кяла-Кюри (теперь деревня, близ которой в нынешнюю экспедицию построено Аджиахурское укрепление) (26) для большего обеспечения Самсам основал город Тарса, населив его жителями из Кавказской области. Самсам этим не удовольствовался и простирал виды свои на округ Ахтинский, которым владел тогда также из рода Нуширвана некто Дервиш-аи. Много раз Самсам подходил с сильною ратью под с. Ахты и держал его в осаде, но Дервиш-аи, подкупив владетеля Тарса и пригласив на помощь других своих соседей, заставил Самсама обратиться в бегство. С тех пор владетели Ахты и Микрага были врагами непримиримыми.

Каждый видит каким ты кажешься, мало кто чувствует, каков ты есть.
 
ELBRU$Дата: Четверг, 03.05.2012, 02:46 | Сообщение # 20
Администратор Форума
Группа: Администраторы
Сообщений: 4513
Награды: 8
Репутация: 1000
Статус: Offline
В половине VIII столетия, когда арабы во второй поход против горских народов покорили своему владычеству часть Южного Дагестана (27), сестра предводителя арабских войск Абу Муслима Юмюл Маминад пришла с войском в вольные общества и, взяв город Кяла-Кюри, обратилась к Микрагу. Владетель ахтинский Дервиш-аи, не переставая питать злобу к своему сопернику, узнав это, немедленно явился к арабской победительнице с покорностью и с предложением услуг своих действовать общими силами против Самсама. Семь месяцев Микраг был в осаде и упорствовал, но Дервиш-аи открыл наконец к нему путь изменою, склонив на свою сторону любимца Самсама Эмир-Кяга: врата города были отворены, и Самсам был лишен жизни, а из жителей пощажены только [72] те, которые приняли магометанскую веру, упорные же идолопоклонники были все истреблены. Эмир-Кяга сделался начальником Микрага с окрестными селениями Кяла-Кюри (28) и Курушем. А Юмюл Маминад по желанию брата своего Абу Муслима вышла замуж за Дервиш-аи и поселилась в городе Шах Баны, который был тогда переименован в Ахты, или Ухты, что значит сестринский. С этой эпохи в вольных обществах распространилась вера Магомета.

Каждый видит каким ты кажешься, мало кто чувствует, каков ты есть.
 
ELBRU$Дата: Четверг, 03.05.2012, 02:47 | Сообщение # 21
Администратор Форума
Группа: Администраторы
Сообщений: 4513
Награды: 8
Репутация: 1000
Статус: Offline
Комментарии

(1) Об Ахты см. разд. 1, коммент. 183.

(2) Старые кварталы сел.Ахты расположены у подножия горы, называемой Келез хев (КІелез хев — лезг., «гребень крепости»). Со слов местных жителей, на вершине этой горы и была расположена старая крепость; там, кстати, сохранились остатки крепостной стены.

(3) Ашрафи — золотая монета, впервые выпущенная в Египте при мамлюкском султане ал-Ашрафе Сейф ад-дине Барсбее (1422–1438); позднее монеты с таким названием ходили в Иране, Индии и Средней Азии (с начала XVI в.). Судя по контексту, под ашрафи подразумеваются сасанидские золотые динары. Очевидно поэтому, что ни автор X в., ни переписчик XIV в. (см. примеч. 6 к списку Б) употребить этот термин в тексте не могли. — Примеч. ред.

(4) Теплые и горячие источники близ сел. Ахты используются и поныне в лечебных целях. Над источниками построены бани.

(5) Ануширван правил с 531 г.; следовательно, события могут быть отнесены к 561 г.

(6) Около 576 г.

(7) Около 588 г.

(8) О хазарах в Дагестане и арабских завоеваниях см.: Артамонов. История; Очерки, с. 49–56, 206–209; История Дагестана, т. 1, с. 168–181;Шихсаидов. Ислам с. 86–110.

(9) Микрах (Микрагъ) — селение в Ахтынском районе.

(10) Жители Ахты реку Самур называют Чвехер вац (ЧІвегьер вацІ — лезг., «река Чвехер») по названию ныне заброшенного селения Чвехер (ЧІвегьер), расположенного в 2 км к северу. Среди лезгин Самур известен и под другим названием — Кулан вац (Кьулан вацІ — лезг., «Серединная река»).

(11) А. Бакиханов сообщает, что на левом берегу Самура, напротив сел. Каракюре (в Ахтынском районе), в местности Кипчах (очевидно, урочище Гапцах), находилось поселение, которое, по рассказам местных жителей, было населено эмирами Тарса (тарса по-персидски — «христиане») и называлось городом Камкам (см.: Бакиханов. Гюлистан-и Ирам, с. 59).

(12) Имеется в виду река Ахтычай (Ахцагьрин вацІ).

(13) По рассказам ахтынцев, их крепость имела три подземных хода: два — к Ахтычаю, один — к Самуру.

Надпись в стене «крепости» на левом берегу Ахтычая («Крепость построил Аш.л.раха»), относящаяся примерно к XIII в. (см.: Лавров.Эпиграфические памятники, ч. 1, с. 95), рассказывает, вероятно, о другом, более позднем сооружении.

(14) О Рутуле см. разд. 1, коммент. 184.

(15) Джиних (Джинигь) — селение в Рутульском районе.

(16) Селение это было расположено, судя по контексту, в верховьях Самура.

(17) Описанные в «Ахты-наме» события могут быть отнесены к 30-м годам VIII в.

(18) Восточные авторы XV в. (в частности, Низамаддин Шами, Шарафаддин Йезди и Абдаррашид ал-Бакуви) упоминают на Кавказе топоним Албурз, понимая под ним Главный хребет в целом и имея в виду в каждом конкретном случае определенную его часть (см.:Тизенгаузен. Сборник, с. 110, 174, 175; ал-Бакуви. Талхис, с. 106). В тексте же «Ахты-наме» под Албурзом подразумевается система горных хребтов, находящихся на границе Азербайджана и Дагестана. Мысль эта может быть подтверждена еще одним примером: в 812/1409 г. в сел. Мискинджа была переписана сборная рукопись «Каламом, сыном Исфандийара, сына Махмуда, сына Исфандийара, сына Калама, сына Басиршаха Албурзи аш-Ширвани» (см.: РФ ИИЯЛ, ф. 14, N 2134; Гамзатов, Саидов, Шихсаидов. Сокровищница, с. 211).

(19) Ныне эта вершина Бокового хребта называется Шалбуздаг (высота 4142 м).

(20) Согласно преданию, первоначально Ахты (Ахцегьар) называлось Тури (ТІури) (сообщение директора Ахтынского краеведческого музея Н. Дагларова).

(21) Это предложение вставлено, по всей вероятности, в текст «Ахты-наме» А. Бакихановым.

(22) Куруш (Къуруш) — селение в Ахтынском районе. Арабские куфические надписи из этого населенного пункта относятся, по мнению Л. И. Лаврова, к XI–XII вв. (см.: Лавров. Эпиграфические памятники, ч. 3, с. 29, 93).

(23) Об этом см. разд. 1, коммент. 6 и 7.

(24) Как сообщает А. Ф. Десимон, опираясь на народные предания, Шахбани был племянником шаха Кубада и двоюродным братом Ануширвана. Ему же приписывается в этих преданиях основание сел. Ахты (см.: Десимон. Исторические сведения, с. 363).

(25) А. Ф. Десимон пишет, что серные минеральные источники около Ахты были еще в VI в. «известны персам, которые построили близ них бани и крепостицу; остатки последней и теперь еще видны на крутой горе по левую сторону речки Ахтычай» (см.: Десимон. Исторические сведения, с. 463).

(26) Примечание А. Ф. Десимона.

Речь идет о действиях командира Отдельного Кавказского корпуса Е. А. Головина в Самурской долине в 1839 г.

(27) Речь идет, очевидно, о походе Марвана ибн Мухаммада в 123/740–41 г., когда он «достиг села под названием Билистан, расположенного в среднем течении реки Самур. После этого он разрешил своим воинам совершать набеги по стране лакзов, и они начали опустошать, грабить и жечь, и так продолжалось в течение года». Царь лакзов носил имя Арбис, сын Басбаса (см.: Ибн Асам. Книга, с. 56).

(28) Каракюре (Кере Куьре) — одно из старейших дагестанских селений, здесь сохранились памятники резьбы по штуку с арабскими надписями X в. (см.: Дебиров. Архитектурная резьба, с. 14–17; Шихсаидов. Эпиграфические памятники, с. 96–114).


Каждый видит каким ты кажешься, мало кто чувствует, каков ты есть.
 
Дагестанский Форум » Общее » Библиотека » Ахты-наме (Дагестанские исторические сочинения)
  • Страница 2 из 2
  • «
  • 1
  • 2
Поиск:


Для добавления необходима авторизация